fbpx

ЦЕНТР ТРАДИЦИОННОЙ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ "РИНЧЕНЛИНГ"

ЦЕНТР ТРАДИЦИОННОЙ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

История тибетской медицины

В настоящее время, так же как и сотни лет назад, вопрос о возникновении тибетской медицины остается открытым. Причиной этому послужили как религиозные, так и политические мотивы, которые как оказывается, имели немаловажное значение не только в современном обществе, но и в древности.

Истоки тибетской медицины происходят из древнего государства Шанг-шунг (само существование которого до недавнего времени отрицалось как тибетскими политиками, так и некоторыми «духовными» лидерами). Государственной религией Шанг-шунга, так же как и “добуддийского” Тибета, являлось Учение Юндрун Бон («Учение Свастики»). Передал это учение - Тонпа Шенраб Мивоче. Главными хранителями, покровителями и распространителями учения Шенраба Мивоче были собственные сыновья и главные из его учеников. В «Сокровищнице драгоценных повествований» говориться: У царицы Гьялме из ХЕ родились сыновья Тобу Бумсан и Чебу Трише.  Именно Чебу Трише собрал все тантры медицины, (диагностики) и составил «Четыре Собрания» - БУМ ШИ.

 Извечное противостояние между традиционной тибетской религией Юндрун Бон и привезенного из Индии Буддизма и является тем самым камнем преткновения, о который спотыкаются все тибетские историки (и не только) в исследовании вопросов, касающихся истории возникновения тибетской медицины, астрологии, письменности, культуры и традиций.

Согласно бонским источникам, первый медицинский трактат «Бум-ши» («Четыре собрания») был переведен на тибетский с языка шанг-шунг более 2000 лет назад.

Несомненно, что на протяжении сотен лет развития тибетской медицины, происходили заимствования из различных медицинских традиций: индийской, китайской, монгольской, персидской, многочисленные подтверждения чего мы можем найти в исторических трактатах любой из школ тибетского Буддизма.

Заимствования происходили не с целью развития одной, отдельно взятой традиции, а с целью изучения и использования как можно большего количества методов лечения, избавляющих живых существ от страданий.

Таким образом, в настоящее время в Тибете сохраняются и практикуются две основные медицинские традиции: 1) Буддийская на основе трактата «Чжуд-ши» и 2) Бонская, основанная на тексте «Бум-ши». Обе традиции мало чем отличаются друг от друга, используя похожие методы диагностики, лечения, составления лекарств и т. д.

Какую бы из двух основных версий о происхождении тибетской медицины мы не приняли (Буддийскую или Бонскую), главным, что объединяет и роднит эти две традиции, остается одно — цель об освобождении всех живых существ от страданий (вне зависимости от религиозных воззрений).

Согласно буддийской версии происхождения тибетской медицины, начиная с V в.н. э. из соседних Индии и Китая в Тибет начинают проникать первые буддийские миссионеры. В VII в. н. э. тибетский царь Сонцзан-гампо женится на китайской и непальской принцессах, вместе с которыми в Тибет приезжают медики, астрологи и философы, везущие с собой большое количество буддийской литературы. Начинается перевод текстов на тибетский язык. Индийский врач Бхаратраджа, китайский врач Хань Ванхан и персидский врач Галенос переводят на тибетский по одному трактату своих медицинских систем и создают из этого тибетский медицинский текст «Оружие бесстрашия». Персидский врач Галенос, имевший огромный опыт в проведении хирургических операций, положил начало целой линии медиков, благодаря своим трем сыновьям, которые занимались практикой в разных регионах Тибета.

Шакьямуни Будда родился около 961 года до н.э. и жил до 881 года до н.э. В течение своей жизни он наставлял Будду Дхарму (известную как Буддизм). Эта религия пришла на Тибет во время правления Короля Тотори Ньянцен 245-364 г.г. н.э.,(согласно трактату Сориг Кунс Дус)

Впоследствии буддистские учения распространились и смогли проникнуть во все сферы местной культуры, став государственной религией.

В VIII в. н. э. тибетский врач Ютог Йонден Гонпо (Ютог-па старший) на основе медицинских источников создает текст «Чжуд-ши» («Четыре тантры»), который до настоящего момента является основным пособием по изучению тибетской медицины. Жизнь этого выдающегося врача требует отдельного внимания.

В возрасте трех лет Ютог-па заявил своему отцу Шунг-по Дорже , что умеет читать и писать, а также , что он помнит из прошлых жизней заученные наизусть многочисленные трактаты по медицине, астрологии и философии.

Когда он достиг десятилетнего возраста, уже вся Лхаса знала врача Ютог-пу. В 15 лет он излечил царя Тибета Трисондецена. Трисондецен пригласил в Тибет девять врачей из девяти стран, Ютог-па победил всех в диспуте и они попросили его стать их Учителем. В 25 лет Ютог-па совершает три путешествия в Индию, где он встречается с разными мудрецами и святыми отшельниками.

В 85 лет Ютог-па женится на 15-ти летней красавице Дорже Цзомо (которая считалась дакиней и являлась дочерью Хаягривы и Ваджраварахи). В 90 летнем возрасте у Ютог-пы рождается первый сын — Бумсен, а в 96 лет второй — Гаген. В 125 лет, вместе со своей женой Дорже Цзомо, Ютог-па реализует «Радужное тело» и отправляется в «Небесный город лекарств» Судуршана. Вся жизнь этого Великого Учителя и настоящего Практика изобилует удивительными событиями и сверхъестественными деяниями, в тибетской традиции он по праву считается одним из воплощений Будды Врачевания.